Проекты
1. Проведение массовых предметных игровых конкурсов.
Одной из задач продуктивного обучения является формирование у каждого учащегося персонального познавательного стиля. Разработанная классификация стилей продуктивной деятельности весьма близка к классификации, предложенной психологом М.А. Холодной, прежде всего для описания стилей постановки и решения проблем. М. А. Холодная выделяет: алгоритмический, прикладной, исследовательский, визуальный, креативный стили. Продуктивное обучение дополнительно подразумевает игровой стиль, который остался вне поля зрения психолога. В течение почти двадцати лет международная ассоциация «Математика для всех» проводит игровой конкурс «Кенгуру». Число участников в России достигло уровня 2 миллиона человек. Этот конкурс стал не просто раз в году проводимым мероприятием, в центром внеклассной работы по математике в большинстве школ страны, сопровождающейся выполнением творческих проектов, проведением конференций, созданием наглядных пособий, выпуском научно-популярных книг. Материалы конкурса широко включаются в действующие учебники и учебные пособия. Высокий уровень технологичности конкурса по математике вызвал к жизни появление аналогичных конкурсов по другим предметам: «Золотое Руно» (мировая художественная культура) с 2003 года; «British Bulldog» (английский язык) с 2007 года; «КИТ» (компьютеры, информатика, технология) с 2008 года; «ЧИП» (человек и природа) с 2009 года. Следует отметить, что в отличие от предметных олимпиад, нацеленных на отбор наиболее способных участников, игровые конкурсы привлекают возможностью успешного участия широкие массы школьников. Этот вид деятельности нашел массовое развитие в процессе включения методов продуктивного обучения в практику работы традиционных школ. Игровые конкурсы проводятся учителями школ и способствуют развитию индивидуального творческого потенциала методами продуктивного обучения.
Одной из задач продуктивного обучения является формирование у каждого учащегося персонального познавательного стиля. Разработанная классификация стилей продуктивной деятельности весьма близка к классификации, предложенной психологом М.А. Холодной, прежде всего для описания стилей постановки и решения проблем. М. А. Холодная выделяет: алгоритмический, прикладной, исследовательский, визуальный, креативный стили. Продуктивное обучение дополнительно подразумевает игровой стиль, который остался вне поля зрения психолога. В течение почти двадцати лет международная ассоциация «Математика для всех» проводит игровой конкурс «Кенгуру». Число участников в России достигло уровня 2 миллиона человек. Этот конкурс стал не просто раз в году проводимым мероприятием, в центром внеклассной работы по математике в большинстве школ страны, сопровождающейся выполнением творческих проектов, проведением конференций, созданием наглядных пособий, выпуском научно-популярных книг. Материалы конкурса широко включаются в действующие учебники и учебные пособия. Высокий уровень технологичности конкурса по математике вызвал к жизни появление аналогичных конкурсов по другим предметам: «Золотое Руно» (мировая художественная культура) с 2003 года; «British Bulldog» (английский язык) с 2007 года; «КИТ» (компьютеры, информатика, технология) с 2008 года; «ЧИП» (человек и природа) с 2009 года. Следует отметить, что в отличие от предметных олимпиад, нацеленных на отбор наиболее способных участников, игровые конкурсы привлекают возможностью успешного участия широкие массы школьников. Этот вид деятельности нашел массовое развитие в процессе включения методов продуктивного обучения в практику работы традиционных школ. Игровые конкурсы проводятся учителями школ и способствуют развитию индивидуального творческого потенциала методами продуктивного обучения.
2. Система «Город как школа».
Эта система предусматривает создание сети рабочих мест для практики школьников в условиях реальной производственной жизни региона (сети ресурсных источников). Индивидуальный маршрут школьника, составляемый совместно со школьным тьютором, включает прохождение 4–6 практик в течение учебного года длительностью от 2 недель до 2 месяцев с выполнение проекта (и его защитой), связанного с основной программой. Накоплен громадный опыт применения этой системы и богатый комплект научно-методических разработок. По этой системе работал ряд учебных заведений Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска и других городов.
Эта система предусматривает создание сети рабочих мест для практики школьников в условиях реальной производственной жизни региона (сети ресурсных источников). Индивидуальный маршрут школьника, составляемый совместно со школьным тьютором, включает прохождение 4–6 практик в течение учебного года длительностью от 2 недель до 2 месяцев с выполнение проекта (и его защитой), связанного с основной программой. Накоплен громадный опыт применения этой системы и богатый комплект научно-методических разработок. По этой системе работал ряд учебных заведений Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска и других городов.
3. Мастерская продуктивного обучения.
Эта форма организации внеурочной работы была разработана нашими немецкими коллегами и осуществлена в Санкт-Петербурге на основе программы, финансируемой ЕС. На базе отдельных школ или учреждений дополнительного образования оборудуется «мастерская», имеющая достаточно богатый набор техники и материалов для выполнения школьниками индивидуальных проектов. По договору со школой участники работают в мастерской 1–2 раза в неделю. Важно подчеркнуть, что проекты тесно связаны с учебными предметами и их выполнение частично использует учебные часы основной программы.
Эта форма организации внеурочной работы была разработана нашими немецкими коллегами и осуществлена в Санкт-Петербурге на основе программы, финансируемой ЕС. На базе отдельных школ или учреждений дополнительного образования оборудуется «мастерская», имеющая достаточно богатый набор техники и материалов для выполнения школьниками индивидуальных проектов. По договору со школой участники работают в мастерской 1–2 раза в неделю. Важно подчеркнуть, что проекты тесно связаны с учебными предметами и их выполнение частично использует учебные часы основной программы.
4. Дистанционный конкурс «КИО» (конструируй, исследуй, оптимизируй).
Конкурс как таковой является завершением обучения в дистанционной школе, которая учит использовать современные технологии для решения задач, требующих изобретательности и смекалки. Участник получает возможность улучшить (оптимизировать) свои результаты. Разработанная технология конкурса позволяет шире внедрять во внеурочную работу накопленные электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
5. Выпуск учебно-методических материалов нового поколения.
Учебно-методическое обеспечение внеурочной работы требует подготовки и регулярного выпуска новых материалов. Определенный опыт в этом направлении отражен в ряде начинаний. 1) Создание заочной школы организатора продуктивного обучения (курс из 12 дидактических писем).
2) Журнал «Компьютерные инструменты в школе», публикующий сценарии уроков и выполняемых занятий с использованием электронной техники.
3) Открытие новых сайтов в интернете, специализирующихся на обмене информацией по различным направлениям внеурочной деятельности.
4) Выпуск специально подготовленных тематических изданий, учебных пособий в рамках игровых конкурсов («Кенгуру», «Золотое Руно», «British Bulldog», «ЧИП», «КИТ»).
5) Выпуск специального журнала «Ипокрена» (первый номер напечатан в количестве 10 000 экземпляров и бесплатно разослан по школам).
6) Создание ЭОР («Алгебра в основной школе», 7-9 классы, дидактические игры, образовательный комплекс М.И. Башмакова, 1С:Школа. Алгебра, 7-9 классы. ООО «1С-Паблишинг», 2010).
Учебно-методическое обеспечение внеурочной работы требует подготовки и регулярного выпуска новых материалов. Определенный опыт в этом направлении отражен в ряде начинаний. 1) Создание заочной школы организатора продуктивного обучения (курс из 12 дидактических писем).
2) Журнал «Компьютерные инструменты в школе», публикующий сценарии уроков и выполняемых занятий с использованием электронной техники.
3) Открытие новых сайтов в интернете, специализирующихся на обмене информацией по различным направлениям внеурочной деятельности.
4) Выпуск специально подготовленных тематических изданий, учебных пособий в рамках игровых конкурсов («Кенгуру», «Золотое Руно», «British Bulldog», «ЧИП», «КИТ»).
5) Выпуск специального журнала «Ипокрена» (первый номер напечатан в количестве 10 000 экземпляров и бесплатно разослан по школам).
6) Создание ЭОР («Алгебра в основной школе», 7-9 классы, дидактические игры, образовательный комплекс М.И. Башмакова, 1С:Школа. Алгебра, 7-9 классы. ООО «1С-Паблишинг», 2010).
6. Мониторинг готовности к продолжению образования.
Этот вид деятельности предлагает форму образовательного и профессионального самоопределения участника системы продуктивного обучения. В его основе лежит разработанная Институтом продуктивного обучения многопараметрическая система мониторинга, основанная на параметризации образовательных ценностей в соответствии с требованиями Федеральных стандартов. Основная цель этого тестирования – проверка готовности выпускника к продолжению образования. По итогам тестирования каждый участник получает развернутую рецензию в виде индивидуальных результатов по каждому параметру и их сравнительную характеристику с указанием сильных и слабых сторон его подготовки. Кроме того, школа получает ведомость с результатами всех своих участников. Эта ведомость предназначена для учителей, работающих с участниками тестирования. Она помогает скорректировать программу и методику обучения по данному предмету, более эффективно организовать итоговое повторение перед экзаменами. Мониторинг математической подготовки школьников «Кенгуру выпускникам» проводится для выпускников средней школы с 2003 г., с 2006 г. – для выпускников основной школы, а с 2008 г. – для выпускников начальной школы. С 2011 г. начато тестирование выпускников по естественнонаучным предметам.
Этот вид деятельности предлагает форму образовательного и профессионального самоопределения участника системы продуктивного обучения. В его основе лежит разработанная Институтом продуктивного обучения многопараметрическая система мониторинга, основанная на параметризации образовательных ценностей в соответствии с требованиями Федеральных стандартов. Основная цель этого тестирования – проверка готовности выпускника к продолжению образования. По итогам тестирования каждый участник получает развернутую рецензию в виде индивидуальных результатов по каждому параметру и их сравнительную характеристику с указанием сильных и слабых сторон его подготовки. Кроме того, школа получает ведомость с результатами всех своих участников. Эта ведомость предназначена для учителей, работающих с участниками тестирования. Она помогает скорректировать программу и методику обучения по данному предмету, более эффективно организовать итоговое повторение перед экзаменами. Мониторинг математической подготовки школьников «Кенгуру выпускникам» проводится для выпускников средней школы с 2003 г., с 2006 г. – для выпускников основной школы, а с 2008 г. – для выпускников начальной школы. С 2011 г. начато тестирование выпускников по естественнонаучным предметам.